?

Log in

No account? Create an account
социализм, демократия, права человека

al_lashman


Повседневное сопротивление

практики и осмысление повседневности


Previous Entry Share Next Entry
Немного свободы на правом берегу Волги
социализм, демократия, права человека
al_lashman
Современные художники в Самаре поддержали Pussi Riot и подвергли критическому осмыслению фигуру Путина. Фестиваль визуальных искусств "Правый берег" в этом году несомненная удача куратора Сергея Баландина. Самарское современное искусство всё дальше отходит от голого формализма и мелкотемья, становясь актуальным. В этом раз большая часть работ была посвящена осмыслению темы свободы в архаическом обществе. Особо отмечу перформансы "Приветствие" Баландина, "Евхаристия" Суботина , "Рождение трагедии из духа музыки" Баландина и Вавиной. Современное самарское искусство продемонстрировало, что нонконформизм это не только его форма, но и содержание. Его острие направлено в темную, сытую, дремучую толщу сознания мещан, служащих питательным бульоном для мракобесия и диктатуры. Искусство переступает границы, расширяя территорию нашего существования. 

"Приветствие"
 

"Евхаристия"




Видео перформанса Сергея Баландина и Елены Вавиной "Рождение трагедии из духа музыки" отсутсвует. Поэтому кое-что поясню, сперва Сергей Баландин прочитал нагорную проповедь, затем участники перформанса отслужили панк-молебен "Богородица, Путина прогони".

IMGA0082



DSCN6326

Я: Твой перформанс «Рождение трагедии из духа музыки», ты можешь сказать, что это было политическое искусство?

Сергей: У этого перформанса есть некий центр и он находится не в политике, ну а какими-то своими боковыми сторонами он касается политических и социальных аспектов, они легко прочитываются, я бы не хотел их артикулировать, потому что искусство должно быть самоочевидным.

 

Я: Что за центр?

Сергей: Это действо было названо мною отчасти в шутку - «Рождение трагедии из духа музыки». Меня волнует тема связи музыки как некоей абстракции, стихии в которой рождается протест, а именно трагическая вина героя перед богом и обществом... Некая оторванность, индивидуальность, резкий индивидуализм... вот это об этом. Эта абстракция накладывается на конкретную реальность типа случая с Pussi Riot, националистические конфликты, я про надпись у меня на груди и животе (Чечня рулит, а вы сосёте, хипстеры). Есть агрессивная варварская культура, и есть высокая цивилизация, высокая культура, которая более миролюбива, толерантна...  Вот время толерантной почему-то сейчас уходит, начинается время напряжения со всех сторон. И европейская цивилизация напряглась и варварская напряглась, церковь напряглась и политика напряглась... Все мы напряжены... в этот момент необходима какая-то разрядка, но она не настаёт.

 

Я: Чем по твоему могут разрешиться эти напряжения? Или конфликт неизбежен?

Сергей: Конфликт уже есть. Про неизбежность говорить нечего... А на счёт разрешения... это не моя компетенция, это компетенция жизни.

 

Я: А ты попробуй профетически, пророчески, как свойственно художникам!

Сергей: Художники пророчествуют только на каких-то апогеях. На спадах они не пророчествуют, они сторонятся спадов. С художественной точки зрения напряжение должно продолжаться бесконечно, машина желаний...

 

Я: Ты куратор «Правого берега», была у тебя концепция фестиваля?

Сергей: Концепции не было. Было некое ощущение, у меня были некие пожелания... Я представлял себе вещи, которые я бы хотел, чтобы они обязательно были. Понятно, что «Правый берег» это свободный фестиваль, многие вещи здесь делаются спонтанно, сразу... и моя задача была в том, чтобы «схватить» общее настроение. Что интересно, все произведения были, как говориться, «в строку»! Были к месту, как будто какая-то существовала невидимая концепция, навеянная временем. Это не была моя концепция, но я её тоже услышал, почувствовал и поддержал.

 

Я: Можно сказать, что искусство улавливает вибрации окружающего мира?

Сергей: Да, это так, без сомнения.  Это как раз та самая профетическая функция.


  • 1
Неубедительно как-то проникают "в темную, сытую, дремучую толщу сознания мещан". Вторая почему не разделась? Адам и Ева вот где перформанс.

уж какая есть, толща...

  • 1