Alexandr Lashmankin (al_lashman) wrote,
Alexandr Lashmankin
al_lashman

Categories:

Самара: кто уже заработал на приватизации аэропорта Курумоч?

10 мая 2011 года было принято Постановление Губернатора Самарской области от 10.05.2011 N 59 "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации имущества самарской области на 2011 год. Из этого документа следует, что во исполнение Указа Президента РФ от 26 августа 2010 г. "О передаче в собственность Самарской области находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. в собственность Самарской области переданы 50,99% акций ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", с целью привлечения инвестиций в строительство, реконструкции и модернизацию самарского аэропорта "Курумоч".

Привлечение инвестиций в реализацию проекта планировалось осуществить путём продажи консорциуму стартегических инвесторов контрольного пакета акций ОАО "Международный аэропорт "Курумоч". Ключевым условием реализации данной схемы являлась консолидация у ОАО "Корпорация развития Самарской области" более 90% акций ОАО "Международный аэропорт "Курумоч".

На момент передачи федерального пакета акций аэропорта, ОАО "Корпорация развития Самарской области" приобрело 40,16% акций ОАО "Международный аэропорт "Курумоч". 1 декабря 2010 года об этом сообщил информационный портал "Волга ньюс".

Исходя из этого, планировалось приватизировать пакет акций в количестве 247 338 штук составляющих 50,99% акций ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" путём внесения в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Корпорация развития Самарской области". Намечалось это на второй квартал 2011 г. Сейчас приватизация самарского аэропорта перешла в финальную стадию.

Газета "Ведомости" пишет, "Владелец «Курумоча» — Корпорация развития Самарской области с 31 августа будет принимать заявки от потенциальных инвесторов аэропорта... Переговоры об участии в проекте велись с Внешэкономбанком, УК «Лидер», «ВТБ капиталом», инфраструктурным фондом Macquarie Renaissance, «Реновой», Сбербанком, а также с международными операторами аэропортов — Vienna International Airport, Fraport, Changi, говорится в официальном ответе корпорации «Ведомостям». Победитель, которого отберут до 14 декабря, получит аэропорт в собственность: 71,1773% акций аэропорта инвестор получит после заключения договора. Оставшиеся 25,0114% акций — после реализации проекта — не позднее 31 декабря 2016 г.

Всего аэропорт, по подсчетам властей, требует 10 млрд руб. инвестиций. По федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» в 2011-2016 гг. запланировано привлечение из федерального бюджета 6 млрд руб. Минимальный объем привлеченных частных инвестиций — 3 млрд руб., говорится в меморандуме."

Газета "Самарское обозрение" в декабре 2003 г. писала о ситуации вокруг аэропорта следующее, "Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Самара" Родион Ковалев стал официальным партнером акционеров группы "ВИД" в части владения акциями авиакомпании. Теперь владельцы "ВИДа" и Ковалев на паях владеют ООО "Расип-партнер", которому, в свою очередь, принадлежит крупнейший после государственного пакет акций "Самары" - 24,8%. Не исключено, что в своем новом качестве генеральный директор "Самары" представляет интересы более значимого партнера владельцев "ВИДа" - председателя совета директоров банка "Солидарность" Алексея Титова (сына бывшего губернатора Самарской области Константина Титова)...

Крупнейшим акционером ОАО "Авиакомпания "Самара" всегда являлось государство, однако оперативное управление предприятием находилось под контролем группы акционеров - физических и юридических лиц, близких к самарской группе компаний "ВИД" и ее основному владельцу Алексею Ушамирскому. На протяжении последних четырех лет состав этой группы неоднократно менялся. В ней фигурировали генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" Вячеслав Чернавин, Галина Манакова, ЗАО "ИК "Газинвест", ООО "БиМар" и другие.

Изменения в составе собственников стали происходить в 2001 году, когда генеральным директором авиакомпании "Самара" был назначен Родион Ковалев, друг и партнер председателя совета директоров банка "Солидарность" Алексея Титова. Назначение произошло при непосредственному участии Титова, который с этого момента стал очень тесно работать как с самой группой "ВИД", так и с ее акционерами. По мере того как влияние Ковалева в авиакомпании, равно как и степень взаимодействия Алексея Титова с Алексеем Ушамирским, усиливалось, росло и недоверие между владельцем "ВИДа" и генеральным директором аэропорта Вячеславом Чернавиным. В 2002 году Чернавин лишился числившихся за ним акций аэропорта и авиакомпании. Именно в этот момент в составе акционеров "Самары" возникла компания "Расип-партнер". С чем были связаны изменения, прояснилось лишь недавно. Месяц назад АК "Самара" завершила регистрацию проспекта эмиссии облигационного займа. Как следует из него, состав крупнейших собственников авиакомпании изменился достаточно показательно. Крупнейшим пакетом – 46,49% - по-прежнему владеет государство, 13,9% принадлежит ООО "Полет" - дочернему предприятию инвестиционной компании "Газинвест", входящей в холдинг "Волгопромгаз". Крупнейший же негосударственный пакет – 24,28% - принадлежит ООО "Расип-партнер", зарегистрированному в комплексе дорожного сервиса в с. Курумоч Волжского района. По этому адресу расположена гостиница "Русская охота", принадлежащая "ВИДу", здесь же зарегистрировано более 15 фирм, имеющих отношение к Алексею Ушамирскому.

Как следует из того же отчета, владельцами долей в ООО "Расип-партнер" являются ООО "Сомар 21", которому принадлежит 60%, и Родион Ковалев - 40% долей. Партнер Ковалева в капитале "Расип-партнера" ООО "Сомар 21" - структура, входящая в группу "ВИД". Уставный фонд предприятия, зарегистрированного все в том же комплексе дорожного сервиса, – 10000 рублей. Оно было создано 6 марта 2001 года, а его директором стал президент группы компаний "ВИД" Сергей Черепанов. Он же возглавил при создании и ООО "Расип-партнер", зарегистрированное 2 августа 2002 года. Для Ковалева факт участия в капитале "Расип-партнера" означает либо совместное участие в управлении пакетом, либо владение его частью. Для генерального директора "Самары" это шаг вперед. Ранее он был мелким акционером авиакомпании. Летом прошлого года ему принадлежало 1,3% ее акций".

Решением арбитража Самарской области от 9 июля 2009 года авиакомпания "Самара" признана банкротом, конкурсным управляющим был утвержден Алексей Тарасов.


Между Авикомпанией Самара и аэропортом Курумоч существует связь, которую  раскрывает газета "Хронограф", "...и международный аэропорт «Курумоч» и авиакомпания «Самара» до банкротства последней всегда существовали в тесной связке через учредителей и бизнес-интересы. Крупнейшим акционером обеих структур всегда являлось государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУГИ). Но оперативное управление предприятиями находилось под контролем группы акционеров — юридических и физических лиц, близких к ГК «ВИД» Алексея Ушамирского...

В совет директоров ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» от РАСИП входят Сергей Черепанов (президент ГК «ВИД»), Николай Чернышев (директор ОАО «РАСИП-Партнер» с 2004 г.) и Алексей Дубовицкий (заместитель генерального директора ООО «Группа компаний «ВИД»). Учредителями ООО «РАСИП-Партнер» являются ООО «СОМАР 21» (60%) и Родион Ковалев (40%). Родион Ковалев является деловым партнером Алексея Титова (сын бывшего губернатора Константина Титова). Ковалев был гендиректором ОАО «Авиакомпания «Самара» до августа 2005 г. Его смещение случилось после вступления авиакомпании в альянс AiRUnion.Единственным учредителем ООО «СОМАР 21» является Борис Горяйнов. Запись в ЕГРЮЛ о его включении в состав учредителей ООО «СОМАР 21» была внесена 26 февраля 2008 г. Горяйнов был известен тем, что возглавлял ЗАО «Самара Экспорт» -нефтяной трейдер, оказавшийся сейчас под процедурой банкротства. До Горяйнова учредителями ООО «СОМАР 21» были Элвира Ушамирская (дочь Алексея Ушамирского), Валерий Холопов (руководитель управления транспорта и связи Министерства транспорта Самарской обл., когда министром был Алексей Ушамирский), Николай Чернышев. Чернышев вместе с Черепановым и Ушамирским является соучредителем ряда коммерческих компаний: ООО «КпУН «ВИД-Владелец», ООО «КпУН «Владелец», ООО «КпУН «Владелец-3», ООО «Кондор», ООО «Русская охота», ООО «Жили-Были» и др. (см. «Хронограф» №33 (297) от 05.10.09).

В 2010 году ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" опубликовало список аффилированных лиц на 30 июня 2010 года. Согласно документу, около 21% акций предприятия, проданных компанией "РАСИП-Партнер", были приобретены физическими лицами. Ими стали генеральный директор ГК "ВИД" Сергей Черпанов, выкупивший 10,5799% акций "Курумоча", и генеральный директор самого ОАО "РАСИП-Партнер" Николай Чернышев, который приобрел 10,5797% акций. Кто выкупил у ОАО "РАСИП-Партнер" оставшиеся 19,0001% акций, в "Курумоче" не раскрывают. Очевидно, что это именно те 40% акций, которые были приобретены ОАО "Корпорация развития Самарской области". 

Таким образом, аэропорт Курумоч сперва из государственных рук перешёл под частичный контроль группы компаний ВИД, а затем был полностью выкуплен государством для последующей приватизации. Кто на этом заработал и сколько? Вторая часть вопроса повисает в воздухе... А кто ещё заработает!
Tags: Артяков, Титов, Ушамирский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments